Компьютерная диагностика

ЧаВо он же FAQ - часто задаваемые вопросы

Модератор: Gonza

Правила форума
На данный раздел распространяются все правила "Технического отдела".

Содержание этого форума постоянно обновляется на основе вопросов, которые задаются посетителями нашего сайта, как в этом разделе, так и по всем остальным разделам форума "Технический отдел". Посты содержащие вопросы, на которые существуют ответы в этой теме - удаляются без предупреждения!
Все завершенные ЧаВо "прилеплены" и только для чтения.
Закрыто
Аватара пользователя
Gonza
Mercedes-Club Group
Сообщения: 5808
Зарегистрирован: 24.07.2008 00:51
Город: Минск
Сейчас езжу на: GLK350 CDI
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 69 раз
Контактная информация:

Компьютерная диагностика

Сообщение Gonza » 17.06.2009 23:55

Доброго дня ВСЕМ камрадам!

Поучаствовав, в обсуждении разного рода технических проблем на очень большом количестве автофорумов, обнаружил явно разное толкование, в общем-то простого термина «Диагностика» и решил таки для Вас расставить точки над «i».

Что же считать диагностикой, а именно диагностикой автомобиля?
Толковый словарь русского языка:
«ДИАГНОСТИКА», от слова ДИАГНОЗ
«ДИАГНОЗ» - Определение болезни, травмы на основании специального исследования.


То есть, для определения того, что именно не работает в Вашем авто, нужно произвести некоторые «специальные исследования» - это и будет «Диагностика». Прошу заметить, что пока разговор идет не только о «компьютерной» диагностике, а о диагностике в целом! Для определения шумов, скрипов, стуков и т.д., тоже проводятся специальные исследования :) Но поскольку, тема «лечения механической части автомобиля» более-менее изучена, то в дальнейшем под диагностикой я буду подразумевать именно «компьютерную диагностику».

Принцип «компьютерной диагностики» следующий:
1. к Вашему автомобилю подключается некое «устройство»;
2. «диагност» производит «таинственные манипуляции»;
3. «диагност» выдает Вам информацию о том, что в Вашем авто «болит» - делает заключение о «Диагнозе»;
4. «диагност» выдает рекомендации о том, как со всем этим «бороться» (или кто-то на основании п.3 начинает ремонт);
5. Вы довольный уезжаете на своем авто домой!

Если Вы обратились на гипотетическое СТО, то пункты 1-3 пропускайте (скорее всего, Вас не пустят понаблюдать за процессом). Работник СТО сразу после диагностики перейдет к п.4 + добавит: «Стоить это будет столько-то … »

Согласитесь, все это очень напоминает поход к обыкновенному врачу в обыкновенную поликлинику. А дополнение про СТО – поход в платную поликлинику :)

Казалось бы, все до боли просто, но …
В каждом из выше указанных пунктов существует великое множество подводных камней. Вот с некоторыми их этих самых «камней» и попробуем познакомиться поближе.

Пункт №1. «Устройство» подключаемое к автомобилю.
Тут нам нужно сделать маленький предварительный экскурс в автоэлектронику.
Современные автомобили содержат в себе от 1 до N «электронных блоков управления» (ЭБУ), в простонародье называемых «мозгами». Эти самые «мозги» не что иное, как маленькие узкоспециализированные компьютеры, управляющие «своими» узлами и агрегатами. Управление происходит в зависимости от программного обеспечения, «зашитого» в мозгах, посредством информационных и исполнительных механизмов (датчики, моторчики, реле, клапанчики и т.д.). Плюс к этому, мозги умеют «самодиагностироваться», т.е. опрашивать свои исполнительные механизмы на предмет отсутствия неисправностей и нештатных значений параметров.
Самое главное для нас – мозги умеют хранить в своей памяти все ошибки возникшие при самодиагностике и в процессе работы!!!
Мозги связаны между собой «локальной автомобильной сетью». То есть могут обмениваться информацией друг с другом, чтобы предпринять/запретить те или иные действия.
Но как нам узнать о «состоянии здоровья» того или иного блока управления?
Вопрос напрашивается сам по себе – подключиться и прочитать его состояние.
Вот этим самым подключением и чтением (через диагностический разъем) занимается «некое устройство»!

Итак, устройство.
В народе его называют: диагностический прибор, сканер, автотестер и еще 325 названий никак не влияющих на суть. Далее я его буду называть просто «ПРИБОР».

Прибор - это компьютер + устройство для подключения к автомобилю, работающий по заложенному в него программному обеспечению (ПО).

Первый «мега-камень»! Прибор не может сделать то, что в него не заложено!!!

Какие приборы бывают:
1. «Голимые самопалы» – схема прибора слита из Интернета, спаяна на коленке и «впихнута» в корпус от мыльницы. ПО написано, как курсовая работа студентом 2 курса сельскохозяйственного института. В лучшем случае умеет видеть только некоторые блоки и читать номера ошибок. Самые «продвинутые» из них могут эти ошибки стирать. Стоимость – копейки. Спаси Господи Ваше авто от подключения к такому прибору!!!

2. «Мультимарочные» - как правило изготовлены в странах Юго-восточной Азии. Исходя из названия, они могут подключиться к большому количеству марок автомобилей. Некоторые из них даже так и делают :) Зависят от ПО которое в них загружено, но это ПО – ой, как «непоспевает» за автопроизводителями. Видят ограниченное количество блоков, читают/стирают ошибки. Ошибки выдают в расшифрованном виде.
Но ... много ли Вы знаете универсальных устройств, которые выполняют множество разнообразных функций … и все хорошо?
Лично я - ни одного!

3. Приборы изготавливаемые производителями блоков управления. Например, BOSCH производит диагностические приборы серии KTSxxx. Да, Mercedes-Benz использует некоторое количество блоков от Bosch (CDI, ESP, SRS и т.д.). Так вот эти самые KTSы очень даже неплохо с ними работают (странно, если бы было по другому!). Но, к сожалению для фирмы Robert Bosch – электроника Mercedes-Benz состоит еще из блоков других производителей (Siemens, Themic и т.д.). Угадайте с первого раза, как бошевский прибор ведет себя с «чужими» блоками? Правильно, как «№2 мультимарочный». Все те же самые проблемы. Стоимость таких приборов зашкаливает за разумные пределы (от 3000 евро + совершенно дикие цены на комплекты проводов).

4. «Дилерские» - приборы которые производят автопроизводители специально для диагностики и ремонта ТОЛЬКО автомобилей своих марок. Тут без комментариев. Эти приборы диагностируют (и не только) ВСЕ функции, которые в принципе заложены во ВСЕ блоки управления автомобиля конкретной марки.
В нашем случае, прибор для диагностики Mercedes-Benz – StarDiagnosis (в народе – «стар», «старуха»).
Работает с автомобилями от Smart до Actors и делает то, о чем обладатели приборов №1-3 даже представить не могут! ;;-)))
Для примера, размер только диагностического ПО для него – несколько Гигабайт! :sh_ok:
Прибор официально не продается (но на просторах СНГ можно изыскать б/у).

Еще в природе существуют «приборы-клоны». Это, как правило, кЕтайские попытки скопировать дилерские приборы. У них проблема одна – нестабильная и местами «глючная» работа.

Итак: только от использования того или иного прибора зависит сможет ли диагност в принципе Вам помочь.

Пункт №2. «Таинственные манипуляции»
Так что же за манипуляции делают с Вашим автомобилем большинство диагностов?
Все просто – диагност подключается к блокам управления и вычитывает из них возможные ошибки, сопоставляя их с проблемами, ради которых Вы собственно к нему и приехали.
Диагносты вооруженные дилерскими приборами в дополнение к этому могут проверять параметры и тестировать многие из исполнительных устройств, что очень сильно сказывается на точности постановки диагноза впоследствии.
Где же здесь подводные камни?
А вот и они …
1. Используя прибор, как устройство для чтения ошибок, можно обнаружить далеко не всё или вообще ничего не обнаружить! Часто возникает ситуация, когда для работы требуется «испачкать руки, поместив тело под капот». Нормальный диагност это сделает. Но если Вам в процессе работы говорят, что диагностика подразумевает «чистые руки» - это обозначает, что такой «диагност» ничего, кроме как нажимать на кнопки клавиатуры делать не умеет (или не хочет).
2. Чтение ошибок из блоков управления – это не есть ДИАГНОСТИКА!!! Это просто чтение ошибок!
3. Диагност обязан сделать все возможное для того, чтобы спокойно перейти к пункту №3, а использование прибора – это только один из очень большого числа возможных действий. Да, он может очень помочь, но не решает на 100% всех вопросов!

Пункт №3. «Диагноз»
Ну, вот мы и добрались до самого главного пункта. Ведь именно за этим Вы и приехали на диагностику! Неправда ли? Но с этого момента держите «ухо востро». Именно в нем и должно решиться «в морг или еще поживет» и «разводилово» начинается тоже тут.
Современные автомобили настолько сложные устройства, что среднестатистическому человеку даже трудно представить насколько!
К чему я это? Да к тому, что постановка правильного диагноза у большого числа "диагностов" – это лотерея в более 50% случаев!

Для того, чтобы поставить правильный диагноз или наиболее вероятную причину возникновения неисправности, диагност ДОЛЖЕН ЗНАТЬ принципы работы как отдельных узлов и агрегатов, так и то, как эти агрегаты взаимодействуют друг с другом !
А это невозможно узнать сиюминутно! И ни один прибор не сделает этого!
Ваши шансы получить неправильный диагноз возрастают, если диагност занимается большим количеством марок автомобилей! И увеличиваются, если диагност «в возрасте».
Предыдущие предложения можно было просто описать как – нужен ОПЫТ работы с автомобилями определенной марки.
Если диагност не может точно или очень близко определить причину неисправности, то естественно (для нашей страны) он начнет «пудрить» Вам мозги. И порой нести полную нелепицу и бред. Именно с этого момента он начнет думать о возможной потере дензнаков и сделает все от него зависящее, чтобы заработать денЮшку любыми способами.

Пункт №4. «Рекомендации и ремонт»
Если удалось определить возможную причину неисправности и в зависимости, где Вы делаете диагностику, Вам либо начнут давать рекомендации о том как ее устранить самостоятельно, либо предложат ремонт на месте.
Весь этот пункт один большой подводный камень, ибо в нашей стране только очень ленивый человек не дает всяческие советы и рекомендации! Он их дает даже если вААще ничего не понимает в предмете, о котором идет речь!!!
Бороться с этим невозможно в принципе, да и задача у нас сейчас другая.
Возьмите просто себе за правило: «НЕ НУЖНО БРОСАТЬСЯ НЕМЕДЛЕННО ПОКУПАТЬ ТУ ИЛИ ИНУЮ ДЕТАЛЬ, ЕСЛИ ЕСТЬ ХОТЬ МАЛЕЙШИЕ СОМНЕНИЯ!»
Это простое правило позволит Вам сэкономить кучу денЮшкав и нервов!
Именно из-за «дебилов-советчиков» за маркой Mercedes-Benz закрепилось мнение о дороговизне ремонтов! Конечно недешево получится, если вместо предохранителя начать покупать и менять кучу датчиков по 100 евро! :ni_zia:
И еще, поверьте моему опыту - ну не ломаются мерсы, так часто и так дорого, как принято думать! Просто чиниться нужно своевременно и в нужном месте!

Пункт №5. Как остаться довольным :dan_ser: :ya_hoo_oo:
1. Обращайтесь за диагностикой только к проверенным людям или по рекомендациям людей, которых хорошо знаете.
2. Найдите диагностов, которые работают с небольшим количеством марок автомобилей. В идеале только с одной - угадайте с какой?
3. Поинтересуйтесь, какими приборами пользуются при проведении диагностики.
4. Узнайте, а придется ли Вам платить, если диагностика не дает результатов.
5. Обязательно спросите, а вернут ли Вам обратно деньги за то, что Вы по рекомендации диагноста купили деталь взамен другой, которая на самом деле была исправна.
6. Всегда берите в любом виде результаты диагностики.
7. Предупредите, что Вам не нужно стирать все ошибки, если не удается найти причину!!! Почему? Очень долго писать. Просто поверьте на слово.
8. Делайте диагностику минимум один раз в полгода. Это позволит обнаруживать и устранять некоторые неисправности в зародыше.
9. Не затягивайте с ремонтами. Если у Вашем автомобиле вдруг что-то не так, как было раньше - не тяните. Возможно возникшая неисправность потянет за собой еще пару тройку! И тогда "за дешево" починиться уже не получится! :a_g_a:

И последний "камень" - это стоимость диагностики
Не обольщайтесь! Бесплатных диагностик не бывает
Про бесплатную диагностику Вам будут "втирать" в случае, если Вы будете чинить авто там, где и делали диагностику.
Даю 101%, что ее стоимость будет "размазана" в стоимости ремонта!!!
А для проверки - попросите в этом месте сделать просто диагностику (без ремонта)! :mi_ga_et:

Сейчас ценник на диагностику по Минску "плавает" от 10000 руб. до 200000 руб.
Нормальная диагностика с использованием нормальных приборов, производимая нормальными диагностами
стоит $20-40 и длится от 15 мин до N-часов (в зависимости от тяжести случая) !!!
Для примера: простое чтение ошибок - 1-2 мин :ti_pa:

Надеюсь все выше изложеное помогло Вам разобраться с вопросами касающимися Диагностики.

За сим и откланяюсь ...

Тут Обсуждение: "Компьютерная диагностика"

ЗЫ. Надеюсь я не утомил "пытливые умы" большим количеством букАв?

Закрыто